Don't design on spec
автор: 2004.01.26 Джеффри Зельдман (Jeffrey Zeldman)
перевод: 2004.02.03 Александр Качанов
Наше агентство тоже получает свою порцию предложений на участие в проекте (RFP - request for proposal). И иногда эти предложения подразумевают, что наш ответ должен содержать варианты дизайна сайта. Даже если предложение выглядит многообещающим, мы говорим "нет".
Существует несколько причин, по которым не следует предлагать варианты дизайна в ответ на запрос:
В ответ на запрос компании Acme агентство Джо разработало дизайн в надежде выиграть тендер на редизайн сайта Acme.com.
Acme.com сообщает Джо и его агентству, что проект отдан другому агентству.
Шесть месяцев спустя сайт Acme.com выходит в новой обертке. Заместитель Джо по развитию бизнеса заходит на этот новый сайт и обнаруживает, что новый дизайн сильно смахивает на то, что сделал Джо и что по словам компании Acme было отвергнуто.
Агентство Джо обращается к адвокатам. Начинается безумная судебная тяжба. Не важно, кто выиграет суд, в обоих случаях он дорого обойдется - и в материальном и в моральном плане - для обеих сторон. Если агентство Джо выиграет, пойдет слух, что агентство судится со всеми подряд, кто не соглашается с ним работать. Если агентство проиграет, им придется сократить сотрудников или вообще закрыться. И все потому, что они так хотели отдать дизайн по первому предложению.
Девиз "Не выдавай результат по первому предложению" был на устах у в всех, работавших в сфере рекламы, до середины 90-ых годов. После этого, когда мы ушли из бизнеса рекламы, стало повсеместной практикой в условиях жесткой конкуренции давать своим заказчикам некоторые дизайнерские работы бесплатно, чтобы привязать заказчика к себе. Агентства нанимали на временную работу дизайнеров-победителей разных конкурсов и тратили тысячи долларов на дизайн, раздаваемый бесплатно будущим клиентам. Если агентство не получало заказ, оно просто увольняло временных работников, чтобы компенсировать безвозвратные потери. Мы не уверены, сохранилась ли эта практика сейчас в индустрии рекламы. Но слава богу, в индустрии веб-дизайна это уже не принято.
AIGA настоятельно не рекомендует своим членам выдавать готовый дизайн в ответ на первое предложение заказчика, и нам неизвестно ни одно профессиональное веб-агентство, которое бы игнорировало эту рекомендацию. Большинство потенциальных клиентов, которые сначала требовали дать ответ и приложить к нему варианты дизайна, понимали причины, почему мы им отказывали. Те же, кто настаивал на получении бесплатного дизайна, просто показывали, что с ними были бы проблемы в будущем.
Если бизнес в застое, особенно если вы дизайнер/разработчик на вольных хлебах, вас часто подмывает сказать "да" на нечестное предложение выдать бесплатный дизайн. Дизайнер, помни: риск прогореть всегда перевешивает потенциальную выгоду.
Джеффри Зельдман
Обсудить (комментариев: 23)« назад к списку статей
Рекомендую |
Джеффри Вин Искусство Web-дизайна. Самоучитель на www.ozon.ru на www.books.ru |