100 Million Websites (November 6, 2006)
автор: 2006.11.06 Якоб Нильсен
перевод: 2006.02.23 Максим Россомахин
Вкратце: Первоначальный взрывной рост Паутины замедлился, но даже сегодняшняя зрелая Паутина по-прежнему расширяется, и совсем недавно одолела планку в 100 миллионов веб-сайтов.
Согласно результатам исследования Паутины, проводившегося недавно Netcraft, в ноябре 2006 года в сети насчитывалось 101.435.253 веб-сайта. Далеко не все из них "живы": часть - это домены, зарегистрированные "про запас", в то время как другие - заброшенные сетевые дневники, не обновлявшиеся годами. Но даже если лишь половина веб-сайтов регулярно обновляется, то всё равно наличествует более ста миллионов сайтов, за продолжение жизни которых кто-то продолжает платить.
100 миллионов - впечатляющая веха, демонстрирующая огромный рост Паутины с момента её основания 15 лет назад.
На графике показан рост числа сайтов в период с 1991 по 2006 годы. Обратите внимание на логарифмическую шкалу на оси Y - это единственный способ показать в виде графика быстрый рост Веба в первые годы его развития.
Ежегодное количество веб-сайтов считая с момента создания WWW.
Как видно на графике, Паутина пережила три стадии роста:
Конечно же, мы можем назвать 25% прирост "зрелым" только лишь тогда, когда говорим о росте Паутины. Любые другие области человеческой деятельности были бы рады прирастать и вполовину от этой скорости. Если Паутина сохранит текущие темпы роста, то уже к 2010 году количество веб-сайтов достигнет 200 миллионов.
С одной стороны, было бы реалистично ожидать некоторое снижение существующих темпов роста, так как Паутина с каждым годом становится все более "зрелой". С другой стороны, 200 миллионов сайтов все равно никак не являются пределом - в мире намного больше 200 миллионов различных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих и государственных) - в конечном счёте все они будут иметь собственные сайты (что справедливо и каждого человека в отдельности). Таким образом, я ожидаю, что число веб-сайтов достигнет 200 миллионов очень скоро, при этом 2012 год кажется мне более реалистичной датой, чем 2010.
Я помню 1994 - период самого бурного роста Паутины за всю её историю. В тот год Паутина выросла с 700 до 12000 сайтов, что составило 1600% годового прироста. Наша рабочая группа, занимавшаяся веб-сайтами, собиралась тогда каждую неделю и всякий раз обнаруживала появление в Паутине чего-то нового, неизвестного ещё неделю назад.
Учитывая темпы происходивших изменений, в 1994 не приходилось говорить об "опыте взаимодействия с веб-сайтами". Всякий раз, когда пользователи входили в Паутину, они обнаруживали что-то новое. Несмотря на это уже в конце 1994 в моих публикациях наметились первые модели взаимодействия пользователей с сайтами (Web usability patterns). Как видно в моей новой книге, я подправил некоторые из тех рекомендаций, которые я впервые сделал ещё в начале 90-х, однако многие из них так и не претерпели изменений.
Быстрый рост Паутины закончился в 2001, и все те правила юзабилити, что мы успели дать с тех пор, были неоднократно проверены на правильность. Несмотря на то, что веб-юзабилити ещё не до конца сформировавшаяся дисциплина, новейшие работы нацелены скорее на поиск дополнительных знаний, нежели на пересмотр "старых" находок, сделанных до 2001 года.
Таким образом, зрелая Паутина связана с уже хорошо изученным опытом взаимодействия пользователей с нею (user experience), и пользователи имеют сформировавшиеся стереотипы о том, как именно должен вести себя веб-сайт. Например, все пользователи обладают одной специфической ментальной моделью того, как работает поиск, и наши исследования движения глаз подтверждают, что различные пользователи одинаково просматривают страницу с выдачей результатов поиска - даже если сайты отличаются от стандартной модели.
Вышесказанное не означает, что поиск уже не может быть улучшен. Напротив - поиск собирает едва ли не наименьшее количество баллов при оценке юзабилити, а потому есть ещё куда двигаться в совершенствовании поиска. Речь идёт лишь о том, что сейчас сформировались основные стереотипы поведения пользователей, и вы должны разрабатывать сайты, опираясь на них, если только у вас нет чего-то существенно лучшего. Мелкое улучшение тут не сработает, если оно потребует от пользователя поменять свои устоявшиеся привычки.
Несмотря на то, что в будущем общее число сайтов будет неуклонно увеличиваться, для нашего исследования важно, что темпы роста уже стабилизировались. От технического взрыва до объекта общего пользования всего за 15 лет: это само по себе говорит о стремительной природе современного нам мира. Книги прошли этот путь за сотни лет: до того момента, когда стало важно что в книге написано, а не то, как она сделана и оформлена.
Создавая веб-сайт, учитывайте ожидания пользователей. В зрелой системе ваш сайт уже не может выделиться из ряда своих соплеменников крутым навороченным интерфейсом. Такие "интерфейсы" только отпугивают пользователей от сайта. Паутина уже не считается полигоном для экспериментов, это инструмент каждодневной работы, и вы можете выделиться, предоставив пользователю одновременно и хороший контент, и средства для решения его проблем.
Якоб Нильсен
« назад к списку статей