Оценка прототипа

Usability.Net - Methods and tools
автор: 2003 UsabilityNet
перевод: 2004.09.23 Александр Качанов

Note: данная статья является составной частью цикла статей "Методы веб-дизайна и юзабилити", посвященных методам веб-дизайна.

Вкратце

Оценка бумажного или машинного прототипа (paper or machine prototype evaluation) при участии пользователя с целью обнаружить проблемы с юзабилити. При проведении теста пользователя просять объяснить возникшие проблемы и пояснить, какой реакции он ожидал от системы на свои действия.

Плюсы

  • Потенциальные проблемы можно обнаружить на ранних этапах разработки
  • Позволяет глубже понять, какие впечатления у пользвоателя от работы с системой и каковы его ожидания

Метод

Планирование

  • Выберите для теста наиболее важные задачи и группы пользователей (напр. наиболее часто выполняемые или наиболее важные).
  • Выберите пользователей из группы. 3-5 пользователей достаточно для обнаружения основных проблем.
  • Подберите такие задания для пользователя, в которых пользователь перед началом выполнения оценки должен определить цели той или иной своей задачи
  • Напишите сценарии задач и подготовьте исходные данные. Напишите инструкцию для пользователя, в которой сообщите, что пользователю нужно сделать, но не КАК это сделать.
  • Распланируйте время теста на инструктаж, проведение теста и беседу после теста.
  • Если возможно, пригласите разработчиков понаблюдать за тестом. В качестве варианта запишите тест на видео и покажите разработчикам самые важные куски
  • Если тест будет проводиться с бумажным прототипом, пригласите дизайнера, который будет выполнять роль компьютера

Проведение

  • Поприветствуйте пользователя и дайте ему инструкции
  • В случае с бумажными прототипами по мере того, как пользователь выбирает тот или иной элемент интерфейса на каждом экране, дизайнер объясняет пользователю, что происходит в этом случае и показывает пользователю следующий экран.
  • Пользователю дают советы и намеки только в том случае, если он не способен выполнить задачу.
  • Наблюдайте за действиями пользователя и делайте пометки обо всех возникших у него затруднениях
  • У пользователя можно спросить о его личных впечатлениях о дизайне страницы, что по ему мнению делает тот или иной элемент интерфейса, какой по его мнению будет результат использования этого элемента. Также предложите пользователю высказать свое мнение о том, как можно улучшить тот или иной элемент интерфейса.

Итог

  • Составьте список проблем с юзабилити, рассортируйте его по степени важности (для этого воспользуйтесь например карточками-наклейками), и рассмотрите каждый тип проблем.
  • Организуйте собрание с дизайнерами, чтобы обсудить, какие проблемы были обнаружены и как их можно решить.

Варианты

В качестве варианта при работе с прототипами можно прибегнуть к методу раскадровок или методу "Гудвин Великий и Ужасный".

Степень строгости проведения тестирования зависит от прототипа и стадии разработки. На ранних стадиях и в случае со сложными системами (сложные веб-сайты) больше всего пользы приносит глубокое понимание того, что думает пользователь при работе с системой. На поздних стадиях разработки у пользователя достаточно спросить что-то, чтобы получить более понятную оценку его поведения. Вместо этого на позднем этапе можно использовать просто метод тестирования производительности.

Данный тест прототипа можно дополнить экспертной или эвристической оценкой.

Следующие шаги

После того, как в прототип были внесены улучшения, оцените новую версию системы или (если это окончательный вариант) проведите тестирование производительности.

Примеры

Внеклассное чтение

Dumas, JS, and Redish, Janice, A. (1999) Practical Guide to Usability Testing, Intellect Books.

Rubin, Jeffrey (1994) Handbook of Usability Testing. John Wiley and Sons, New York, NY

Обсудить (комментариев: 13)

« назад к списку статей

Rambler's Top100
Rating All.BY
Akavita
Valid XHTML 1.0!