Проектирование карты сайта

Site Map Usability (January 6, 2002)
автор: Якоб Нильсен
перевод: Павел Филиппов

Лицо Нильсена и ссылка на информацию о нем Вкратце: большая часть навигационных карт не отражает многоуровневую информационную структуру сайтов. В юзабилити-тестах пользователи зачастую не замечают карт, или не могут их найти. Запутанность карты также является проблемой - карта должна быть картой, а не головоломкой.

Пользователи не знают о карте сайта

Мы провели исследования по картам на десяти сайтах, и наш главный вывод состоит в том, что пользователи неохотно пользуются навигационной картой, а иногда просто не могут ее разыскать. Учитывая то, что карта задумывалась как чрезвычайно полезный навигационный инструмент для пользователя, который потерялся на сайте, грустно сознавать, что часто саму ее не так-то легко найти.

В нашем исследовании мы просили людей разобраться в информационной структуре сайта. Хотя на всех сайтах, участвовавших в исследовании, была карта, только 27% пользователей обратились к ней в процессе изучения структуры ресурса.

На следующей стадии тестирования мы попросили участников перейти непосредственно на карту сайта. Некоторые пользователи попросту не смогли найти ее, в 27% случаев мы были вынуждены указать на нужную ссылку.

Не менее поразительным оказался тот факт, что пользователи и не подозревали о наличии карт на тех сайтах, которые они посещают каждый день. Мы попросили показать нам эти сайты. Выяснилось, что на тех из них, что содержат карту, лишь в 15% случаев пользователи догадывались о ее наличии.

Основная причина того, что пользователи не ожидают найти карту на сайте, состоит в том, что действительно ее содержат менее половины всех сайтов в сети. Например, карты есть на:

  • 48% всех сайтов, рассмотренных в нашей последней книге Homepage Usability и
  • 45% всех сайтов, которые участники наших исследований выбрали для посещения

Пользователи не хотят искать карту сайта. Принуждая их разыскивать навигационный инструмент, если они уже потерялись, вы удваиваете их обиду и разочарование. Поэтому мы настоятельно рекомендуем разместить хорошо различимую ссылку на карту на каждой странице. Назовите ее "карта сайта". Это название хорошо показало себя в наших исследованиях, и оно используется на 63% изученных нами сайтов.

Использование карты сайта

В целом, в наших исследованиях карты весьма успешно доставляли пользователей на страницы, которые были непосредственно отражены на карте. В среднем, пользователи допускали 0.3 ошибки при попытках перейти на страницу, на которую была прямо указана ссылка на карте сайта.

Несмотря на то, что 0.3 - это хороший результат, он говорит о том, что все же многие карты слишком запутаны.

Количество ошибочных переходов по ссылкам возросло до 1.1, когда мы попросили пользователей перейти с карты сайта на страницу, которая находилась от нее на расстоянии двух щелчков мыши. Тот факт, что показатель возрастает почти в четыре раза, если нужная страница не упомянута напрямую на карте, говорит о том, что карта сайта (в том виде, в каком она существует сейчас) недостаточно хороша для отображения информационной структуры сайта.

О дизайне карты

Пользователи используют карту, когда они потерялись, расстроены, разочарованы, или просто пытаются найти нечто конкретное на сайте, перенасыщенном информацией. CDNOW содержит самую удачную карту из всех рассмотренных в нашем исследовании. Отчасти из-за того, что карта куда проще и удобней, чем переполненная главная страница сайта.

CDNOW: Главная страница и карта сайта

CDNOW: Главная страница и карта сайта

Многие пользователи используют главную страницу сайта, чтобы получить представление об информации, которую им предлагают. Также пользователи часто полагаются на возможности поиска и навигационные панели, которые, как правило, расположены на внутренних страницах сайта. Карта сайта должна расширять эти стандартные навигационные методы. Основное преимущество карты в том, что она дает возможность составить представление о структуре сайта с первого взгляда, путем визуализации его информационной архитектуры. Если карта спроектирована правильно, то она дает представление о нескольких уровнях иерархии, и при этом не настолько велика, что бы пользователь не смог воспринимать ее как единое целое. Некоторые из рассмотренных нами карт занимали более шести страниц в разрешении 800x600. Это слишком много. Мы рекомендуем делать карту сайта небольшой, она должна занимать не более двух с половиной страниц на экране у пользователя.

С самой плохой стороны в наших исследованиях показали себя карты, которые пытались увлечь пользователя динамически изменяющимся видом - вместо демонстрации простого, статического отображение информационной архитектуры. Основное назначение карты - дать пользователю представление об информационном пространстве. Если пользователю надо прилагать усилия, чтобы раскрыть отдельные части карты, то ее основной смысл будет утерян.

Динамические карты сайтов основаны на альтернативном методе навигации в информационном пространстве и используют ряд нестандартных интерактивных техник. Например, один из исследованных сайтов предлагал пользователю вместо карты развесистое дерево ссылок, и пользователь был вынужден перетаскивать группы ссылок через весь экран, чтобы расширить одну из областей карты. Мало кто способен справиться с таким испытанием.

Карта сайта не должна быть головоломкой. Она должна быть картой.

Снова и снова мы убеждаемся в том, что пользователи терпеть не могут нестандартные интерфейсы, которые вынуждают их изучать непривычные приемы взаимодействия. Карта сайта должна представлять собой простую и компактную схему ссылок, для изучения которой достаточно одного взгляда.

Будущее навигационных карт

Каждый, кто хоть раз был в большом супермаркете, знает, насколько велико значение точки на карте с пояснением "вы здесь". Картам следует учитывать и отображать не только текущее положение пользователя на сайте, но и те разделы, в которых он уже побывал. Сейчас такую возможность, в упрощенном виде, предоставляют карты, которые используют текстовые ссылки с изменением цвета у посещенных ссылок. К сожалению, пользователь не видит, посещал ли он страницы, находящиеся уровнем ниже того, или иного раздела. Такая возможность может быть предоставлена лишь при определенной интеграции навигации сайта и веб-броузера.

Мы неоднократно говорили о том, что лишь Internet Explorer восьмой версии будет хорошим броузером. Одной из давно ожидаемых функций восьмой версии может стать визуализация карты сайта в броузере в качестве стандартного навигационного элемента. К сожалению, ожидание перемен к лучшему от Microsoft - занятие не для слабонервных. Конечно, если ждать достаточно долго - то или эмир умрет, или ишак, но мы не можем возлагать на Microsoft все наши надежды на улучшение навигации веб-сайтов. Даже без интеграции в броузер, карта сайта может помочь пользователю куда эффективней, чем это происходит сейчас. Пожалуйста, уделите особое внимание проектированию карты сайта и ее юзабилити. Карта должна быть проста и должна давать представление об информационном пространстве в сжатой и лаконичной форме.

Дополнительно

Наш 105-страничный доклад 30 принципов проектирования карт сайтов доступен для скачивания.

Якоб Нильсен

« назад к списку статей



Самые популярные статьи Нильсена:



Рекомендую
Якоб Нильсен

Веб-дизайн.
Книга Якоба Нильсена

на www.ozon.ru
на www.books.ru
на www.bolero.ru


Рекомендую
Якоб Нильсен

Дизайн Web-страниц.
Анализ удобства
и простоты использования
50 узлов

на www.ozon.ru
на www.books.ru



что такое система Орфус?

Все материалы данного сайта раздаются под лицензией Creative Commons License  2.0
подробнее
Webmascon Daily - RSS-формат
Rambler's Top100
Rating All.BY
Akavita
Valid XHTML 1.0!