Web в 2001 году - год клиентов, которые платят

The Web in 2001: Paying Customers (December 24, 2000)
автор: Якоб Нильсен
перевод: Александр Качанов

Лицо Нильсена и ссылка на информацию о нем Вкратце: Предлагая бесплатные услуги на web-узлах, нельзя создать устойчивую бизнес-модель, то же самое касается и рекламы, которая в Web не работает. Большинство Internet-фирм сейчас начинают зарабатывать деньги, предлагая свои услуги крупным компаниям, но вскоре они начнут применять ту же стратегию в отношении индивидуальных клиентов.

Следуя традициям предновогодних предсказаний, я предлагаю свои прогнозы: 2001 год станет годом, когда у владельцев Web-узлов материальная сторона возьмет верх, и они станут взимать плату с клиентов за пользование предоставленными услугами. Понимая, что эта перемена будет даваться с большим трудом (пользователи привыкли к тому, что все услуги в сети бесплатны), я не предсказываю, что большинство web-узлов станет взимать плату за услуги к концу 2001 года. Что, как мне кажется, в действительности произойдет - это возрождение бизнес-модели, когда клиенты должны платить деньги за пользование услугами Web-сайта.

Эволюция модели

В прежние дни бесплатность в Web имела свои обоснования:

  • с 1991 по 1993 год, в Web доминировало научное (академическое) содержание. Преподаватели университетов придерживались давней традиции раздавать бесплатно результаты своих исследований в обмен на возможность ознакомится с результатами своих коллег
  • с 1994 по 1996 год Web исполнял роль рекламы, стимула, продвигающего тот или иной товар: его наполнили маркетинговые узлы, которые создавались с единственной целью - играть на имидж компании. Было бы нечестно (и естественно, невыгодно) взимать с людей плату за рассматривание рекламных маркетинговых брошюр.

С 1997 года, однако, Web постепенно превратился в настоящую индустрию. Он стал все больше и больше предлагать реальные услуги и реальное содержание, которые и полезны и интересны.

Одной из величайших ошибок, совершенных в эпоху раннего развития Web, было построение инфраструктуры без какой-либо обоснованной бизнес-модели. Что же это за индустрия, в которой нет денег? Web, который абсолютно бесплатен, обречен на умирание.

Помимо рекламы

Как я говорил, еще с 1997 года, реклама в Web не работает, потому что она противоречит поведению пользователя, который в большинстве своем при работе в Web не отвлекается от своей цели на посторонние темы. Сейчас в конце 2000 проявившиеся тенденции еще больше подтверждают мои прежние выводы:

  • бизнес планы, рассчитанные на доходы от рекламы, не выполняются
  • число агентств Web-рекламы сокращается
  • отношение "прокликов" (click-through rates) неуклонно падает, и при тестах мы становимся свидетелями усиливающейся "баннерной слепоты". Пользователи перестают щелкать мышью даже по важным элементам страницы, если они всего лишь выглядят, как баннеры.

С 1997 до примерно середины 2000 года можно было еще строить свой бизнес на модели, когда деньгами делятся доверчивые (восторженные) инвесторы. Так как теперь это стало невозможным, акцент переносится на модель, когда деньгами должны делиться посетители. И это гораздо более здоровый путь построения и развития бизнеса.

Идея, что веб-узлы должны приносить доход, играет на руку юзабилити. Навороченный и бесполезный дизайн выживал все эти годы лишь только потому, что он позволял вытягивать из загипнотизированных инвесторов все новые и новые средства. Несмотря на то, что удобный в пользовании узел притягивает больше посетителей, повышает доверие среди клиентов и увеличивает продажи, простота дизайна не так сильно производит впечатление, как рюшечки.

За последние несколько месяцев большинство Интернет-компаний объявило о своем намерении в 2001 году предлагать свои услуги предприятиям (enterprise strategy) и таким образом зарабатывать деньги. И это прекрасно, а для юзабилити - тем более: для закрытия каждой сделки при такой стратегии просто необходимо фокусировать внимание на анализе задач и улучшении производительности.

Помимо предоставления услуг предприятиям, когда каждая сделка обеспечивает зарплатой нескольких сотрудников, у веб-узлов есть и два других основных источника доходов:

  • Постоянные отдельные посетители, которые подписываются на услуги веб-узла на длительный срок
  • Импульсивные покупатели, которые покупают отдельные предметы или подписываются на специфические услуги один раз.

Интернет позволяет проводить мелкие сделки за короткое время. Постоянные покупатели - это хорошо, если у вас есть возможность их заполучить. Но на то, чтобы покупатель стал постоянным, нужно время, а обычно все начинается с пробной подписки на услуги или покупки на пробу нескольких товаров.

Что будет дальше

Если веб-узлы желают зарабатывать деньги на импульсивных покупателях, они должны предоставлять возможность простой оплаты. Необходимая для этого инфраструктура пока еще так и не создана. Нам требуются системы обработки микроплатежей, которые способны будут подписывать пользователей, проверять их права и прочее, т.е. все, что связано с обработкой миллионов сделок по 1 доллару каждая.

Теперь, когда Web так разросся, я уже и не берусь предсказывать, что такая инфраструктура быстро наладится. Таким образом, я не думаю, что именно в 2001 году большинство Интернет-компаний превратит своих пользователей в покупателей. Но все же я считаю, что этот год будет отправной точкой. Многие сайты изменятся, а еще больше веб-сайтов станет серьезно думать об этом.

Якоб Нильсен

« назад к списку статей



Самые популярные статьи Нильсена:



Рекомендую
Якоб Нильсен

Веб-дизайн.
Книга Якоба Нильсена

на www.ozon.ru
на www.books.ru
на www.bolero.ru


Рекомендую
Якоб Нильсен

Дизайн Web-страниц.
Анализ удобства
и простоты использования
50 узлов

на www.ozon.ru
на www.books.ru



что такое система Орфус?

Все материалы данного сайта раздаются под лицензией Creative Commons License  2.0
подробнее
Webmascon Daily - RSS-формат
Rambler's Top100
Rating All.BY
Akavita
Valid XHTML 1.0!