Web Project Management: Real Project
автор: из книги Web Project Management
Copyright notice от переводчика: данная статья - перевод второй части книги Ashley Friedlein Web Project Management: Delivering Successful Commercial Web Sites. Данный перевод не является официальным. Он не может быть использован в коммерческих целях, а только для ознакомления с содержанием книги, которую можно приобрести на Amazon.
PDF версия всего текста (324 кб)
На этом этапе работ pres.co и канал Channel5 работали вместе над тем, чтобы понять и определить, чего должен достичь предлагаемый Web-сайт как со стороны его пользователей, так и со коммерческой точки зрения самого канала. Pres.co принимал участие в тендере, следовательно для pres.co было важно убедить Channel5, что именно данное агентство лучше всего понимает потенциал Web-а, и ту среду и сферу, в которой работает Channel5.
Как это было
Сначала состоялось внутреннее собрание в pres.co, на котором была определена небольшая группа сотрудников, которым предстояло ответить на приглашение об участи в тендере. Сначала, в собрании принимали участие члены совета директоров, менеджер по контактам с клиентами и я - как руководитель проектов.
В течение нескольких следующих дней мы постарались лучше понять, что такое канал Channel5, его сферу деятельности, а также степень конкуренции. Кроме того было созвано собрание для "мозгового штурма", куда были приглашены 10 человек со всей компании, и на котором были оформлены начальные идеи и мысли относительно того, как каналу Channel5 лучше использовать Web. Благодаря этому мы создали пару идей-завлекалочек (teaser ideas), а также составили список вопросов для самого канала. После этого была организована встреча с клиентом.
На этом этапе pres.co вел борьбу с другими агентствами за получение заказа от канала Channel5. Это значило, что у нас было не так уж и много времени на разговор с клиентом, и нам следовало произвести впечатление за короткий срок. Мы добились этого частично с помощью представления различных рекомендаций; частично с помощью людей, которые были посланы на встречу с Channel5 и которые расположили к их себе; частично благодаря нашему энтузиазму, пониманию их сферы деятельности и тем идеям-завлекалочкам; и наконец, частично благодаря той серьезности и скрупулезности, что мы проявили в своих вопросах к Channel5.
У нас было три встречи с Channel5, во время которых начался процесс обмена знаниями и построения взаимоотношений. Мы узнали, что коммерческий успех сайта был не важен, важными же были непохожесть на конкурентов и активная реклама марки канала.
В качестве годового бюджета проекта Channel5 назвал цифру в 500.000 долларов. Именно столько они собирались потратить. И было похоже, что менять эту сумму они не собирались. Срок был, разумеется, "как можно быстрее". При этом, если предлагался срок свыше трех месяцев, для них это было слишком долго и слишком поздно, чтобы тратиться на это.
Мы имели дело исключительно с отделом маркетинга. Ясно, что коммерческая сторона дела их интересовала меньше всего, а к техническим аспектам они не проявляли вообще никакого интереса. Однако больше всего внимания было уделено всем деталями рекламы марки канала и самого канала. Уже на этом этапе обсуждалась идея "Большого запуска сайта".
Нашим главным партером в переговорах был глава отдела маркетинга, который подчинялся напрямую директору по маркетингу. Несмотря на то, что директор по маркетингу не сильно занимался проектом, со стороны клиента была проявлена высокая степень заинтересованности и поддержки. В pres.co менеджер по контактам с клиентами также являлся членом совета директоров. Контракт с Channel5 был в особенности важен для pres.co из-за той широчайшей известности, которую он нам мог дать.
В отсутствие какой-либо уже готовой определенной и написанной на бумаге стратегии, мы решили использовать для определения стратегии краткое описание проекта. Так мы решили, что будем представлять телезрителям канала Channel5 кое-какую информацию, которую они могут получить только на сайте. Делаться это будет в целях дополнить и поддержать уже существующие программы, а кроме того привлечь к сайту с помощью информации зрителей, которые канала Channel5 не смотрят. Демография Интернета и демография канала на то время сильно отличались друг от друга. Поэтому мы посчитали себя обязанными подстраиваться одновременно как под нужды пользователей Интернета, так и под вкусы зрителей канала. Если бы нам удалось привлечь людей к сайту, мы смогли бы превратить их в зрителей канала Channel5.
Краткое описание проекта - выступавшем как документ для участия в тендере - содержало смету бюджета и график работ на год вперед, которые соответствовали бюджету и графику установленному каналом. Кроме того, в описании были представлены некоторые оригинальные идеи по наполнению сайта, а также карта сайта, примеры нескольких Web-страниц, описание того, что мы собираемся с помощью сайта передать аудитории, а также описание команды, которая могла бы заняться проектом, если выбор будет сделан в пользу pres.co. В приложении к краткому описанию проекта мы представляли наши обычные рекомендации, описывали методы, условия, сроки и так далее.
Извлеченные уроки
Вот какие уроки были извлечены из данного этапа работы над проектом.
Постарайтесь встретиться с представителями всех отделов вашего клиента. Пожалуй, было бы лучше, если бы информационный отдел был подключен к проекту намного раньше. Это помогло бы нам лучше понять технические возможности канала Channel5, а также уровень опыта его технического персонала в особенности в отношении Web-а. Так же мы смогли бы лучше потом воспользоваться помощью, которую они нам предлагали.
Обязательно просмотрите и разберитесь в исходных материалах для сайта. Как вы позже узнаете, когда дело дошло до наполнения сайта содержанием, с материалами возникли гораздо более серьезные проблемы. Чем мы предполагали. У канала Channel5 не было своего редакторского отдела, поэтому он не мог создавать свой собственный информационный материал. Права же, которые канал покупал у телевизионных компаний, распространялись только на трансляцию, Интернет эти права не включали. Следовательно мы не могли воспользоваться даже простой фотографией. Это значило, что ни один из телевизионных материалов нельзя было использовать без переговоров о покупке прав.
Не верьте, когда вам говорят, что коммерческого интереса в проекте нет. Было интересно работать на сайтом, в чьи цели самоокупаемость не входила, а главной целью были реклама марки канала и расширение его известности. Не простой сайт-буклет, а сверхнасыщенный "марочный" продукт. Однако, через три месяца после запуска, сайт стал приносить новые дивиденды благодаря рекламе, а также появились новые проекты (интранет, онлайновая библиотека изображений, распространение информации для прессы, е-коммерция и так далее), которые имели уже коммерческий уклон. Элементы типа "бизнес-бизнес" стали вкрадываться в области, где до этого были исключительно элементы типа "бизнес-потребитель". Мы лучше справились бы с задачей, если бы на раннем этапе больше внимания уделяли коммерческим целям.
Старайтесь не связывать себя фиксированными рамками бюджета и сроков на данном этапе. Проще сказать, чем сделать, особенно, когда вы пытаетесь выиграть тендер. Как менеджер проектов, вы должны изо всех сил бороться против навязывания вам этих условий до тех пор, пока вам не стали известными все параметры проекта, позволяющие оценить ваши затраты ресурсов и времени. Однако, как продавец, вам захочется получить контракт практически любой ценой, и ближайшие затраты списать на прибыли в долгосрочной перспективе. В данном случае, мы согласились на фиксированный бюджет и сроки с самого начала, до того, как были полностью определены все решения, и до того, как была написана спецификация проекта. Так делать нельзя, хоть из-за коммерческой точки зрения часто так и происходит. Мы подвергались риску потратить слишком много своих средств на данный проект, или заниматься им круглые сутки, чтобы сделать его. По правде, мы действительно превысили планку своих расходов, но не работали сверхурочно.
Реальный проект
12.1. История проекта и его описание: www.channel5.co.uk
» 12.1.1. Уточнение проекта
12.1.2. Определение решений
12.1.3. Спецификация проекта
12.1.4. Информационное наполнение
12.1.5. Дизайн и сведение сайта
12.1.6. Тестирование, запуск и сдача
12.2. Итоги