Natural Selections: Colors Found in Nature and Interface Design
автор: 8 September 2003, Luke Wroblewski
перевод: 23.11.2003 Максим Россомахин и Александр Качанов
Всемирная Паутина переполнена стерильным дизайном. Сайты компаний Hewlett-Packard, IBM, Dell, Microsoft, и множества других фактически неотличимы друг от друга (у них сходные цветовые схемы и расположение элементов). Можно было бы сказать, что такая однообразность интерфейса делает Сеть более удобной для работы, но в действительности такие сайты не оставляют в памяти пользователей никакого следа и не способны создать положительный контакт со своей аудиторией.
Самый простой способ избежать такой "серости" - прибегнуть к помощи Цвета. Пожалуй, ни один другой элемент дизайна не оказывает такого влияния на наше ощущение пространства (вебсайта, дома и т.п.), как Цвет. Цвета могут мгновенно менять наше настроение и мнение. Им подвластно создать уют, погрузить нас в пучину страха или возбудить нас. Для дизайна интерфейсов в особенности полезны естественные цвета. В широком диапазоне от сложных веб-приложений до презентационных сайтов цветовые комбинации, встречающиеся в природе, обладают наибольшей способностью выделяться (помогая создать более запоминающийся вебсайт), направлять (позволяя пользователям сосредотачиваться на взаимодействии с элементами сайта), увлекать (делая общее расположение элементов страницы более удобным и привлекательным), и вдохновлять (предлагая новые идеи в выборе цветов).
В своей жизни мы быстро забываем о рутинных, обыденных событиях. Нам свойственно хранить в памяти необычные впечатления и события, имеющие какой-то эмоциональный багаж. Это справедливо и для путешествий по Сети. Когда все сайты выглядят одинаково, они с легкостью попадают в категорию ощущений "здесь я уже был, это я уже видел". И если учесть еще то, как быстро мы перемещаемся с одного сайта на другой, это ощущение всеобщее.
Поэтому, сайту нельзя пренебрегать любыми возможностями выделиться из общей массы. Если ваш сайт выделяется, есть шанс, что пользователи уделят ему больше времени или внимания при посещении. Они могут даже запомнить его и посетить вновь. Возможно, нет лучшего средства оставить благоприятное впечатление, чем Цвет. Людям свойственна немедленная реакция на цвет: они возбуждаются, они становятся счастливы или же скучнеют.
Уникальная палитра, основанная на найденных в Природе цветах, может вызволить вас из цветовой унылости World Wide Web (рис.1), помогая создать более запоминающийся веб-сайт. Например, естественная комбинация цветов (рис. 2), использованная при создании макета этого сайта (рис. 3), полностью контрастирует с более "стандартной" версией дизайна этого же сайта (рис. 4). Мягкие цвета достаточно нежны, чтобы быть фоном, но вместе с тем они позволяют достаточно чётко выделить четыре основных информационных области сайта.
Но прежде, чем применить "тона техасских прерий" к вашему сайту, вспомните о том, что ваш цветовой набор должен соответствовать аудитории вашего сайта. Так как цветовые ассоциации очень прочны в сознании людей, важно выбрать ту, которая лучше всего подходит для вашего случая.
Естественные цвета часто менее насыщены и более приятны для глаз, чем их искусственные аналоги. В результате они дают пользователю возможность сосредоточиться на взаимодействии с сайтом, не отвлекая его слишком яркими оттенками. Когда вы пытаетесь сосредоточиться на информации, размещённой в слое с очень яркой цветовой гаммой (рис. 4), ваши глаза постоянно возвращаются к этим ярким цветам (в данном случае к синей полосе наверху). С другой стороны, оттенки жёлтого и голубого на альтернативном варианте дизайна (рис. 3) создают гармоничный баланс между изображениями, панелями навигации и контентом. (Это особенно полезно для веб-сайтов, имеющих значительный объём материалов). Наиболее заметными сделаны самые полезные элементы - меню и блоки с содержимым, но не фоновые цвета, для которых были выбраны природные цвета. Наши глаза привыкли к голубым, жёлтым и серым тонам, так как мы видим их каждый день вокруг себя.
Это явление становится особенно важным в web-приложениях, с которыми пользователи работают порой часами и целыми днями. Наличие палитры, не отвлекающей пользователя, позволяет ему сосредоточиться на его работе и важной информации. Конечно, Цвет не является единственным необходимым элементом дизайна - структура сайта, взаимодействие и расположение его элементов и многое другое - все должно работать вместе, создавая полезный и удобный для работы веб-сайт или приложение. Но Цвет - важная часть системы, которую нельзя игнорировать.
Естественные цвета особенно полезны для ещё одного аспекта дизайна - ответной эмоциональной реакции пользователя. Для того, чтобы пользователь легко попал из Точки А в Точку Б, призывают на помощь юзабилити, но для создания у пользователя приятных ощущений от происшедшего и желания вновь их испытать и поделить ими с другими нужна какая-то индивидуальность.
Рассмотрим два варианта транзакционных форм. Одна использует холодную, пугающую палитру. Другая - более удобна в использовании благодаря применению тёплой и дружелюбной цветовой палитры на основе естественных оттенков. Банковским служащим, постоянно работающим с этим сетевым приложением, наиболее дружественный интерфейс покажется наиболее удобным для работы.
Естественные цвета, помимо всего прочего, вдохновляют. Разнообразие Природы непрерывно предлагает новые идеи и подходы при выборе цветов. Например, цвета, использованные в компании по привлечению туристов в Дублин, оказались вовсе не оранжевым, зелёным и белым цветами ирландского флага, как вы могли бы подумать. Вместо них были использована цветовая комбинация, характерная для морского побережья Ирландии. Такое сочетание цветов является более живым и привлекательным, делая Дублин забавным и эмоционально открытым. Жалко, что эта схема не была использована на всем сайте Дублина, из-за чего он менее ярок и менее привлекателен.
Всё, что было сказано о естественных цветах - не абсолютная панацея. Порой может понадобиться задать вашей аудитории хорошую эмоциональную встряску. В таком случае лучшим выбором будут сочетания цветов, не встречающиеся в природе (а потому кажущиеся неудобными). С другой стороны, ваши любимые голубые оттенки, так часто встречающиеся на корпоративных сайтах, могут показаться целевой аудитории именно тем, что они ищут. И все же, когда речь идет о сложных приложениях и уникальных решениях, естественные цветовые решения могут оказать вам неоценимую услугу.
Люк Вроблевски
Luke Wroblewski - автор замечательной книги "Site-Seeing: A Visual Approach to Web Usability". Он работает в LukeW Interface Designs, и ведет курсы дизайна интерфейсов в Университете шт.Иллинойс в Urbana-Champaign.
« назад к списку статей