Беседа в контексте

Usability.Net - Methods and tools
автор: 2003 UsabilityNet
перевод: 2004.09.23 Александр Качанов

Note: данная статья является составной частью цикла статей "Методы веб-дизайна и юзабилити", посвященных методам веб-дизайна.

Вкратце

Метод беседы в контексте (contextual inquiry) - это специфический тип беседы (ссылка) с целью сбора информации от пользователей что называется "в полевых условиях". Обычно беседа проводится один на один с пользователем. Цель беседы - получить как можно больше данных от пользователей для последующего анализа.

Плюсы

Важные преимущества этого метода беседы таковы:

  • Беседа с пользователем проводится в контексте и условий работы, когда они выполняют свои задачи, при этом ведущий старается как можно меньше мешать пользователю.
  • Данные собираются без всякого анализа. Результатом беседы являются простые необработанные данные.

Метод

Планирование

Подготовка беседы в контексте заключается в том, чтобы найти подходящих пользователей для беседы и убедиться в том, чтобы у них не было полностью негативного отношения к разговору. В случае с обычным собеседованиями очень трудно бывает уговорить пользователей, так как они часто отговариваются нехваткой времени. В случае беседы в контексте работать с пользователями намного легче, так как основная часть беседы фактически заключается в наблюдении за тем, как пользователи работают и взаимодействуют с коллегами, что вовсе не отнимает у них никакого времени.

При проведении беседы очень важно держаться определенной темы. Тема в данном случае - это набор предположений или мнений относительно того, что за систему вы хотите сделать и какой вы её хотите сделать (например "мы строим систему для обработки вопросов, поступающих от наших клиентов. Это простой процесс и система должна позволять обрабатывать 100 вопросов клиентов в день."). Эту тему можно определить вместе с лицом, заказывающим подобное исследование. В других случаях для определения темы исследования можно прибегнуть к исследованию фокусных групп или опросам пользователей. Важно всё время не забывать, что утверждения в теме никогда не являются истиной в последней инстанции. Чтобы получить хорошие результаты беседы, необходимо все время подвергать отправные утверждения сомнению.

Проведение

Беседа как правило состоит из четырех этапов:

  1. Традиционная беседа. На этом этапе ведущий знакомится с обстановкой, в которой работает пользователь, и устанавливает атмосферу доверия (обещает сохранить конфиденциальность беседы, сообщает цели беседы). На этом же этапе начинается запись беседы на плёнку. Если в процессе работы пользователя идёт контакт с клиентом, спросите у него, согласен ли он на запись. В случае отказа, не ведите запись. В этой ситуации лучше всего будет, если в беседе принимают участие два ведущих.
  2. Переключения. На этом этапе происходит переключение с традиционной беседы на режим "мастер-подмастерье". Объясните пользователям, что вы хотите научиться у них их ремеслу, наблюдая за ними и время от времени задавая вопросы. Обязательно договоритесь с ними, когда вам разрешено прерывать их и задавать вопросы. Очень важно задавать им вопросы о происходящем и в то же время не мешать им работать, например, во время разговора с клиентом.
  3. Наблюдение. Пользователи являются хозяевами на своём рабочем месте. Они заправляют всем представлением. Ведущий (выступающий сейчас в роли подмастерья) должен только наблюдать и время от времени (когда можно) задавать вопросы о том, что происходит. Без колебания задавайте любые вопросы вне зависимости, важны они или нет. Во время первого этапа беседы невозможно знать, что важно, а что нет, поэтому записывайте свои мысли заранее. Наблюдая за пользователями, не забывайте о теме вашего исследования и по мере возможности задавайте вопросы, связанные с темой.
  4. Подведение итогов. На этом этапе ведущий должен рассказать, что он узнал из беседы. Будьте внимательны к реакции пользователей на ваши выводы, поскольку вы могли ошибиться в своих выводах или неправильно их поняли (пользователи не всегда с готовностью сообщают вам, что вы ошиблись. Поэтому вы сами должны выяснить это). Если вы поняли что-то неправильно, задайте пользователям уточняющие вопросы и постройте правильный ответ вместе с ними.

Отчет и анализ данных описан ниже.

Дополнительная информация

Incontext enterprise list of publications

Альтернативные методы

  • Беседы
  • Опрос пользователей
  • Наблюдение за пользователями

Следующие шаги

Используя этот метод, вы получаете на руки огромный объём данных, которые необходимо проанализировать. Это можно сделать с помощью метода контекстного дизайна либо с помощью любого другого подходящего метода. Примеры, свидетелями которых вы стали во время беседы, могут быть использованы для анализа задач (ссылка). Также, полученные данные могут быть использованы для составления диаграмм сходства.

Внеклассное чтение

Beyer, H. & Holtzblatt, K. (1998) Contextual Design: Defining Customer-Centered Systems. San Francisco: Morgan Kaufmann Publishers ISBN 1-55860-411-1

Обсудить (комментариев: 13)

« назад к списку статей

Rambler's Top100
Rating All.BY
Akavita
Valid XHTML 1.0!