Usability.Net - Methods and tools
автор: 2003 UsabilityNet
перевод: 2004.09.23 Александр Качанов
Эвристическая оценка (heuristic evaluation) это форма исследования юзабилити, в которой специалисты по юзабилити оценивают каждый элемент интерфейса опираясь на список определенных принципов юзабилити (которые называются "эвристиками"). Экспертная же оценка (expert evaluation) - это то же самое, только без опоры на специфические эвристики.
Как правило в оценке системы принимают участие два-три аналитика, которые проверяют дизайн системы на соответствие оговоренным правилам и принципам. Они записывают свои наблюдения и сортируют их в порядке серьезности обнаруженных проблем. В качестве аналитиков приглашаются специалисты в области взаимодействия человека и компьютера или специалисты по человеческому фактору, но, как показывает опыт, и менее опытные специалисты были способны обнаружить серьезные проблемы.
Эвристическая или экспертная оценки можно проводить на различных этапах разработки, хотя лучше всего, если уже проведено в какой-либо форме исследование контекста использования системы. Это позволит специалистам сконцентрировать свое внимание на обстоятельствах использования создаваемой системы.
Данный метод служит для обнаружения проблем с юзабилити на основе определенных принципов человеческого фактора. Метод позволяет составить рекомендации по улучшению дизайна системы. Тем не менее, в связи с тем, что метод полагается на мнение экспертов, в качестве результата вы в большей степени получите абстрактную оценку функциональности системы и ее дизайна, а не оценку того, насколько с ней удобно работать реальному пользователю.
В удобное время соберите группу экспертов. Для собрания подготовьте материал для работы и оборудование для презентации. У всех аналитиков должно быть достаточно времени на то, чтобы ознакомиться с вашим продуктом, а также со сценариями работы с ним. Они также должны быть ознакомлены с вашей системой оценки.
Экспертам следует предоставить всю необходимую информацию, связанную с предполагаемыми группами пользователей, задачами, которые они должны выполнять и проч. Перед началом сессии следует провести небольшой инструктаж, чтобы согласовать общий набор критериев, которыми будут пользоваться эксперты. Впрочем, если эксперты знакомы с данным методом, инструктаж можно пропустить.
Затем эксперты работают с системой выполняя оговоренные задачи и записывают свои наблюдения в виде списка. Если в эксперименте участвует два или более экспертов, они не должны переговариваться друг с другом до тех пор, пока эксперимент не будет закончен. После того, как оценка будет завершена, эксперты могут сличить свои списки и оценить каждый пункт на предмет серьезности проблемы.
В качестве результата эксперимента выступает список обнаруженных проблем, который отсортирован по степени серьезности той или иной проблемы.
В конце списка можно указать количество обнаруженных проблем, процент количества найденных проблем в отношении к ожидавшемуся количеству, предполагаемое количество новых проблем, которые возможно будут обнаружены при включении определенного числа дополнительных экспертов.
После проведения эксперимента пишется отчет, в котором перечисляются выявленные проблемы. Отчет передается в команду разработчиков. Если проблемы были отсортированы по важности, в отчете описывается, по какой схеме определялась эта важность.
Nielsen, Jakob. Как проводить эвристическую оценку
К эксперименту рекомендуется привлекать от трех до пяти экспертов. Как частный случай, перед проведением тестирования с помощью пользователей, для обнаружения потенциальных проблем обычно приглашают одного эксперта, который делает быструю оценку (часто не прибегая к помощи эвристик).
Если вы не можете найти экспертов по юзабилити, другие члены проекта, обученные этому методу, могут выступить в качестве экспертов.
Bias, R.G. and Mayhew, D.J. (Eds.). Cost justifying usability. Academic Press, 1994, pp.251-254.
Nielsen, J. (1992). Finding usability problems through heuristic evaluation. Proc. ACM CHI'92 (Monterey, CA, 3-7 May), pp. 373-380.
Nielsen, J. & Landauer, T. K. (1993). A Mathematical Model of Finding of Usability Problems. Proc. INTERCHI '93 (Amsterdam NL 24-29 April),
« назад к списку статей