автор: 2004.12.25 Юрий Шиляев (Минск)
Лирическое отступление: Темплейты для сайта (сториборды, вайрфреймы) - спроектированные проволочные схемы страниц сайта. Темплейты показывают где и какие элементы должны стоять, как они должны выглядеть, прилагающаяся записка объясняет: почему так должны быть расстановлены различные элементы, где следует позаботиться о юзабилити и чего не пропустить.
Темплейты страниц сайта разрабатываются в рамках проработки информационной архитектуры сайта на этапе проектирования. Проектирование схем страниц на сегодняшний день является неотъемлемой частью всего этапа проектирования сайтов, и, как следствие, разработки всего проекта. Точность и четкость разработки темплейта залог правильного понимания выполняемой работы между заказчиком и дизайнером.
В разработке темплейтов информационные архитекторы ориентируются, прежде всего, на пользователей. Это несомненно, как и то, когда издатель ориентируется на будущих читателей. Однако, как бы ни помогали темплейты делать удобные сайты, ни один пользователь не увидит ни одного темплейта из ТЗ (не считая фокус-групп разумеется). Он увидит дизайн, созданный дизайнером, функциональность, сделанную программистом, информацию, размещенную туда контент-менеджером и верстальщиком, а также копирайт заказчика.
Проектируя темплейты, требуется ориентировать их, как на работающих с ними людей (дизайнер, верстальщик, Заказчик), так и на задачи стоящие перед проектом. Так если создается промо-сайт, то информационному архитектору лучше отойти в сторону и уступить дорогу дизайнеру - надо сделать красиво. Единственное, что стоит сделать-расписать подробно функциональность и набор элементов (статья). Однако, чем более сайт приобретает черты информационного ресурса, тем большую роль в проекте занимает информационный архитектор. Повышаются требования к самим темплейтам.
Никогда нельзя забывать о том, что в конечном итоге темплейт принимает заказчик, а потому надо подумать по каким причинам у вас могут возникнуть проблемы с утверждением темплейтов. Данной темы касался в своей статье Dan Brown.
Точность темплейтов требуется поддерживать для всех описанных выше участников проекта. Но точность в данном случае будет различна. Дело в том, что в ходе дальнейшего выполнения проекта фактически любые темплейты вызывают сложности в работе: дизайнеры думают, что им связывают руки, а заказчики уверены, что этот "чертеж" достаточно раскрасить. Я утрирую, но это нарочно.
Попробуем выделить, в чем требуется точность темплейтов:
Помимо самого графического изображения темплейта требуется также четко описывать пояснение к каждому пункту.
Говоря, о точности и четкости темплейтов также не могу не упомянуть важную вещь. В то же самое время, когда темплейт должен быть четким, он также должен быть и не четким. Например, юзабилисты советуют не пользоваться библиотеками Windows-интерфейса для описания функциональных блоков на сайте. Т.е. выпадающие списки, радио-кнопки и прочие элементы интерфейса изображать похожими, но не реальными Windows-элементами. Во-первых, дело в том, определенная недосказанность хороша с т.з. тестирования полученных темплейтов на потенциальных пользователях, а, во-вторых, в ходе работы над дизайном может быть принято решение сделать элементы интерфейса оригинальными (с помощью стилей) - заказчик не должен чувствовать подвоха.
Точность и аккуратность выполнения темплейтов оправдывается в дальнейшем.
Безусловно, повышение качества темплейтов может увеличивать время на их разработку. Но порой это время может с лихвой окупиться в дальнейшей разработке проекта.
Юрий Шиляев
Юрий Шиляев, г. Минск. Проектировщик сайтов, бизнес-аналитик компании Red Graphic Systems.
« назад к списку статей