Reduce Redundancy: Decrease Duplicated Design Decisions (June 9, 2002)
автор: Якоб Нильсен
перевод: Павел Филиппов
Вкратце: Сложность пользовательского интерфейса повышается, когда некоторая функция или ссылка повторяется несколько раз в разных вариантах. Пользователи редко распознают это дублирование и часто тратят время на ошибочные попытки посетить одну и ту же страницу несколько раз.
Название данной статьи представляет собой замечательную иллюстрацию её же основного тезиса: оно дважды повторяет одно и то же. К тому же оно слишком длинное, его тяжелее читать, чем простой заголовок вроде: "Не Повторяйтесь". Хорошо бы этот пример остался единственным в своем роде, но увы, проблема эта широко распространена.
Возьмите, к примеру, Microsoft Word. Среди массы его возможностей присутствуют обычная сноска и концевая сноска. Более того, вы можете добавить сноску в конец страницы или "под текстом" (чтобы это ни значило), и вы можете точно так же поместить концевую сноску в конец раздела или в конец документа. К тому же есть возможность преобразовать сноски в концевые сноски и наоборот.
Некоторые авторы считают присутствие функции по созданию различных видов сносок полезной, но из-за расширения этой функции усложнилась процедура создания простейшей сноски как таковой. При добавлении сноски вы сталкиваетесь с запутанным диалоговым окном с двумя радио-кнопками, пятью выпадающими меню, текстовым полем, счетчиком и двумя кнопками, которые вызывают дополнительные диалоговые окна. К счастью, Microsoft здесь следует важному принципу юзабилити - использовать подходящие значения по умолчанию для всех диалоговых окон, поэтому вы можете игнорировать это окно и просто нажать на Enter. В результате вы получите обычную сноску, как если бы вы использовали старый добрый Word 1.05 шестнадцатилетней давности.
К сожалению, многих пользователей смущает слишком большой выбор вариантов. Кроме того, чаще всего происходит что, каждая новая функция усложняет старые функции и увеличивает опасность привнесения ошибок в код.
Простота, возможно, является важнейшим принципом юзабилити. Чем меньше вы показываете что-то пользователям на экране, тем меньше им придется изучать и осмысливать изображение, и тем выше шансы того, что они сделают правильный выбор. Дублирование функций значительно усложняет процесс изучения интерфейса и осмысливания его.
Более того, из-за того, что пользователь не знает точно, дублирована ли функция, он тратит дополнительное время на то, чтобы выяснить - новая ли это функция или просто продублированная старая. В процессе тестирования мы часто наблюдали, как пользователь щелкает второй раз на ссылку, несмотря на то, что он уже посетил эту страницу с помощью другой ссылки. Так напрасно тратится чужое время.
Разработчики, как правило, добавляют дублирующие ссылки с лучшими намерениями чаще всего после того, как во время тестов выясняется, что пользователи пропустили какое-то определенные ссылки. К сожалению, так они лечат симптом, а не саму болезнь, и от этого лечения пациент заболевает еще сильнее.
Если пользователь не замечает ссылку, вместо дублирования вы можете передвинуть ее или сделать заметнее. Истинным же решением будет отодвинуть на задний план слишком выпирающие элементы оформления.
Для достижения простоты и повышения юзабилити подход противоположный дублированию часто работает лучше всего: уберите функции и ссылки которые менее важны для пользователя. Персонализация, к примеру, задумывалась для демонстрации большего объема информации. Но, например, на мобильных устройствах персонализация будет означает уменьшение количества опций до тех, которые нужны пользователю в в данное время.
Одним из немногих случаев, когда пользователи действительно выигрывают от некоторой избыточности, являются альтернативная навигация по информационной архитектуре. Не стоит ограничивать пользователя только одним путем, которым он может добраться до места назначения.
Вот вам пример из одного нашего исследования юзабилити сайтов электронной коммерции: зайдите на сайт электронного магазина и купите детское сиденье для своего автомобиля. Некоторые пользователи могут подумать, что сиденье - это автомобильная принадлежность, так как оно устанавливается в машину. Эти пользователи никогда не найдут искомое на проверяемом сайте, так как создатели сайта отнесли детские автомобильные сиденья к детским продуктам и поместили их только в соответствующий раздел.
Невозможно создать идеальную информационную архитектуру, в которой каждый пользователь может без ошибки связать любой товар с одной и только одной категорией и выбрать единственно верный путь к месту назначения. Несколько перекрестных ссылок на определенных страницах могут уберечь пользователя от ошибки и не дать ему окончательно запутаться.
Вместе с тем, чрезмерное количество перекрестных ссылок приведет к созданию запутанного сложного интерфейса, в котором пользователю трудно будет понять - где он находится и какие варианты выбора у него есть на данной странице. Поэтому очень важно ставить перекрестные ссылки лишь на те страницы, которые важны для пользователей в данной ситуации и вместе с тем лучше всего помогут найти им то, что они ищут.
Якоб Нильсен
« назад к списку статей
Рекомендую |
Якоб Нильсен Веб-дизайн. Книга Якоба Нильсена на www.ozon.ru на www.books.ru на www.bolero.ru |
Рекомендую |
Якоб Нильсен Дизайн Web-страниц. Анализ удобства и простоты использования 50 узлов на www.ozon.ru на www.books.ru |