Элементы дизайна

автор: Webmascon
перевод: Александр Качанов

1. Точка
2. Линия
3. Форма, Фигура
4. Движение
5. Цвет, яркость, тон
6. Узор, текстура
7. Пространство

Движение

Движение - это элемент дизайна, который действует в четвертом измерении - во времени. Движение - это процесс перемещения объектов в пространстве относительно времени. Мы имеем в виду движение буквальное или композиционное.

Сам факт движения является частью дизайна определенных объектов; здесь мы ведем речь о буквальном движении. Иногда ощущение движения создается использованием символических форм, которые подразумевают скорость и движение. Например, машины, с самого начала были предназначены для движения, но их формы этого не подразумевали. Даже после того, как началось массовое производство автомобилей, их внешний дизайн мало имел общего с фактом движения.

В 30-ых года концепции аэродинамики, разработанные поначалу для самолетов, были применены к дизайну автомобилей, то есть, когда машины стали ездить быстрее и конкуренция на рынке возросла. В результате машины приобрели формы, которые подразумевали движение и скорость, а мы все теперь привыкли к тому, что аэродинамические формы связаны с большой скоростью движения.

Изобретение кинематографа также добавило движение в язык образов. В первые тогда появились художественные формы, которые не стояли на месте, а двигались. Например, если на вашем компьютере установлена видеопрограмма, взгляните на несколько роликов роликов Бастера Китона (Buster Keaton), или на фрагмент этого немого фильма ужасов под названием "Ей повинуются все!".

И изобретение машин и появление кино в начале 20-ых годов создали романтическое увлечение скоростью и движением. Многие художники стали обращать свое внимание на движение. Вопрос состоял в том, как художникам, работающим с неподвижным планом, передать ощущение движения, как изобразить движение предмета, который не мог двигаться буквально.

Еще до появления кино художники пытались передать движение, используя диагональные линии (дисбаланс) и особое расположение предметов в композиции.

Однако с появлением кинематографа и стоп-кадров были предложены новые подходы. Футуристические художники, как например Балла (Balla) воспользовались этими идеями для передачи движения и скорости. Марсель Душам (Marcel Duchamp) в своей картине "Нагая спускается по лестнице", попытался передать весь процесс движения используя "стоп-кадры".

Наконец, Александр Кальдер (Alexander Calder) стал создавать движущиеся скульптуры, которые он называл мобилями. Впоследствии многие художники применяли движение в своих произведениях, используя механические или электрические средства, которые связывали мир искусства с механикой.

В визуальном дизайне сейчас очень популярны следующие приемы изображения движения:

  • Размытость. Идея пришла из фотографии. Если предмет движется очень быстро, то на фотографии он будет выглядеть размытым, нечетким, с туманными краями. Намеренно используя размытость, художник создает ощущение, что предмет движется очень быстро. Например к изображению быстро движущегося автомобиля часто добавляют остаточный, размытый шлейф после него.
  • Перспектива. Идея диагональных линий. Вид набегающей дороги из ветрового стекла автомобиля.
    Gustavo Machado (www.gustavo-machado.com)
  • Частые горизонтальные линии. Если вы посмотрите в окно автомобиля при очень большой скорости движения, ты вряд ли сможете разглядеть какие-либо объекты, вместо этого вы увидите мелькающие горизонтальные линии. Используя эту иллюзию, художник передает ощущение скорости - чем сильнее сделан акцент на линии - тем выше ощущение скорости, движения.
    Andrey Falkon (www.falcondesign.com)
  • "Падающие/бегущие" предметы. Используется визуал движущегося человека, предмета. Очень популярны визуалы с прыгающими, несущимися куда-то людьми, конями, кроликам и прочей живностью.

Естественно эти же приемы используются и в визуальной части веб-дизайна.

Танец - пожалуй самая древняя форма искуства, использующая движение. Самое экспрессивное использования элемента движения объектов во времени пространстве.

Другое понятие движения связано с тем, как двигается взгляд зрителя по композиции. Это то, что мы называем композиционным движением. В этом случае нас не интересует присутствие (или отсутствие) иллюзии движения в изображении. Вместо этого нас интересует, как зритель воспринимает композицию - как взаимодействуют ее компоненты и куда они ведут внимание зрителя.

Композиционное движение может быть статическим: то есть взгляд зрителя перескакивает и мечется между отдельными компонентами изображения, привлекаемый сходством, или просто бегает по фигурам, которые имеют одинаковую форму или цвет. Композиции со статическим движением характеризуются наличием повторяющихся схожих элементов и контрастом цветов и/или яркости.

В веб-дизайне: исследования показали, в каком порядке пользователь чаще всего скользит взглядом по определенным участкам web-страницы.

На основе этого в этих местах на странице принято располагать самые важные ключевые элементы сайта: главный заголовок, главную ссылку, главную фотографию и т.д. Подробнее об это читайте далее.

Движение также может быть динамическим. Динамическое движение характерно тем, что взгляд плавно скользит от одной части композиции к другой, ведомый непрерывными линиями или фигурами, а также градациями цвета или фигур. Динамическое движение характеризуется наличием незамкнутых фигур или фигур, которые тесно примыкают друг к другу.

Веб-дизайн: В противоположность попытке "подставить" под взгляд посетителя элемент в определенном месте страницы также используется прием "притягивания". Как было описано выше взгляд посетителя "толкается"/"притягивается" к определенному участку страницы, где располагается важная информация: главный заголовок, главную ссылку, главную фотографию и т.д. Это делается с помощью линий (т.н "силовые линии"), фигур (круги, завитушки, спирали), указателей (стрелок, всяких указательных пальцев) или визуалов (направленное в определенное место движение машины, человека, руки)

Plamen Gueorguiev (www.principal-media.co.uk)

Взгляд движется по композиции всегда, так что композиционное движение (каким бы оно ни было) присутствует всегда. Все композиции можно отнести к тому или иному типу движения - или к обоим.

1. Точка
2. Линия
3. Форма, Фигура
4. Движение
5. Цвет, яркость, тон
6. Узор, текстура
7. Пространство

Rambler's Top100
Rating All.BY
Akavita
Valid XHTML 1.0!