автор: 2000 Джеффри Зельдман (Jeffrey Zeldman) и Adobe Web columns
перевод: Александр Качанов
1. От Дизайна к Стилю
2. И обратно
<<<. Все дело в том, что мы живем в обществе, где властвует поверхность (и где страшатся заглянуть под поверхность). В культуре потребления, когда мы готовы выложить 200 долларов за теннисные туфли потому, что они круто выглядят, а песни Джефа Бека используются в рекламе, самыми главными товарами являются блестки и мишура.
В течение последнего года работа во Flash стала синонимом web-дизайна. Если ваша страница не поет и не пляшет, значит она не достаточно хороша - а уж не крута, так это точно. Во Flash (SWF) создаются великолепные работы, и они получают должное признание на различных конкурсах - в особенности на традиционных конкурсах высокого ранга, где "цифровые клипы" предшествуют многомиллионным телевизионным рекламным роликам. Судьи на таких конкурсах ожидают увидеть в тв-рекламе яркую идею и профессиональную работу, предъявляя к ним требования более высокие, чем к обычным коммерческим фильмам. Не удивительно, что они ожидают такого же сногсшибательного эффекта и от web-сайтов.
Громоздкие, вычурные эксперименты с DHTML и Flash будут получать призовые премии до тех пор, пока судьи будут продолжать смотреть на них в самых новейших броузерах на широких экранах своих Mac G4 или PC Pentium, подключенных к Интернету по скоростным линиям T1. И естественно, они будут получать призы, если только они их достойны по качеству дизайна и программирования. Здесь речь не о плохом дизайне. Мы говорим о самом качественном дизайне - но о дизайне лишь определенного типа.
Большинство моих коллег делает такие сайты. У меня челюсть отваливается, когда они мне показывают свои работы, и я только радуюсь за них, когда они возвращаются домой с заслуженными призами. Но в то же время я испытываю беспокойство.
Я беспокоюсь потому, что такой тип дизайна, приемлемый в определенных ситуациях и неприемлемый во многих других, является единственным, получающим признание. Вот почему именно этот тип дизайна молодые дизайнеры старательно имитируют не только на своих персональных страницах (что прекрасно), но и в коммерческих проектах, где такой дизайн приносит вред.
Я беспокоюсь потому, что молодые дизайнеры, путающие стиль с дизайном, учатся копировать приемы и стилистические изыски своих кумиров, но забывают о приемах передачи информации, присущих Web. Спецэффект "замедленной пули" прекрасен для "Матрицы", но не для документального фильма. А так как по большей мере Web-дизайн - это информационный дизайн (или во всяком случае это так подразумевается), прививка графических стилистических наворотов к информационным сайтам не идет на пользу всему Web-у, более того - Web от этого становится еще более сложным и запутанным.
Я беспокоюсь потому, что есть дизайнеры, которые не стремятся создать свой собственный индивидуальный стиль, не говоря уже о том, чтобы создать стиль специально для конкретного проекта. Потому что люди, набирающие дизайнеров на работу, не обладают достаточным критическим подходом, и привлекают тех, чье портфолио демонстрирует владение "крутыми" эффектами, к проектам, где их эквилибристика будет выглядеть просто жалко. ("Да с вашим талантом мы всех поставим на уши"). Потому что со временем традиционные дизайнеры, которые действительно понимают, что такое фирменный стиль и информационный дизайн, и которые действительно понимают разницу между Стилем и Дизайном, придут на этот рынок и вытеснят тех немногих молодых дизайнеров, которые так и не смогли понять суть ремесла, которым они занимаются.
Я беспокоюсь за Web, потому что слишком мало дизайнеров работает в той широкой нише, что расположена между сайтами-конфетками и сайтами-скелетами, то есть там, где и должен развиваться Web. И все меньше и меньше остается стимулов для web-дизайнеров оставаться в этой нише. Ведь несмотря на то, что их работа нравится web-пользователям, она не получает абсолютно никакого признания со стороны клиентов, разве что в виде оплаты за работу. ("Господи, сайт загрузился так быстро и прекрасно работал даже в IE3, что установлен на старушке Dell моего папы". Вы когда-нибудь слышали, чтобы члены жюри всяческих web-конкурсов такое говорили? Я тоже нет.)
Но больше всего, я беспокоюсь за пользователей Web. Потому что по прошествии шести лет после начала коммерческого освоения Web, они по-прежнему испытывают трудности при попытке найти что-либо, они по-прежнему задаются проклятым вопросом, почему так трудно читать текст на Web-страницах - а ведь большую часть времени в Web они проводят именно за этими занятиями.
До тех пор, пока наше общество ценит Стиль выше Дизайна, поверхность выше сути, ситуация не улучшится. Удивительно, но практически так же я думаю каждые четыре года, когда наступает время идти на избирательный участок.
1. От Дизайна к Стилю
2. И обратно
Джеффри Зельдман (Jeffrey Zeldman)
« назад к списку статей