автор: 2000 Джеффри Зельдман (Jeffrey Zeldman) и Adobe Web columns
перевод: Александр Качанов
1. От Дизайна к Стилю
2. И обратно
Мой отец был полупрофессиональным художником (Sunday painter), книжки с его иллюстрациями сыграли для меня в детстве формирующую роль. Как и многие другие дети, я зачаровывался эффектностью. Я забывал все вокруг, глядя как старательно вырисовываются сражающиеся гладиаторы, живописные деревеньки, древнеримские руины в свете восходящего солнца. Я считал, что искусство - это "умение хорошо рисовать". Чем старательнее вырисованы детали, чем скрупулезнее выписаны листья на деревьях, тем лучше художник - так оценивал я по своей детской неопытной шкале. Позднее, я открыл для себя комиксы. А еще чуть позже, музеи. Максфилд Парриш (Maxfield Parrish) вызвал у меня головную боль, и привел меня к мысли, что я никогда не стану художником. Пауль Клее (Paul Klee) по моей оценке был "плохим художником", так как "не умел рисовать". Энди Уорхол (Andy Warhol) вообще хитрил, так как в своей работе прибегал к помощникам.
Сегодня я не претендую на понимание искусства, но я точно знаю, что мои ранние представления имели мало общего с природой искусства, а лишь опирались на чисто визуальные ощущения. Для меня искусство было зрелищем, таким же как Диснейленд или цирк. Но ведь только накатавшись на каруселях до головокружения, и объевшись сахарной ватой до тошноты, начнешь понимать реальную суть вещей. От ощущений я перешел к стилю. Человек-паук Стива Дитко (Steve Ditko). Обложки альбомов рок-, потом соул-, а потом панк-групп. Я помешался на Стиле. Я не мог отличить плохое от хорошего, зато точно знал, что круто, а что - нет.
Многие молодые Web-дизайнеры - а возраст большинства Web-дизайнеров, что скрывать, не превышает 30 лет - смотрят на свои таланты так же, как я смотрел на поп-культуру. Либо это круто, либо это мусор. Они ошибочно принимают Стиль за Дизайн, в то время как это две совершенно разные вещи. Дизайн обеспечивает общение на всех уровнях. Он говорит вам, где вы находитесь, подсказывает вам, что вы можете сделать, и помогает вам это сделать. Стиль же тавтологичен по природе; он свидетельствует об отсутствии стиля. В визуальном смысле, стиль - один из аспектов дизайна; в коммерческом смысле, стиль может служить средством передачи фирменных отличий.
Но в то же время он может выдать презрение дизайнера к самому предмету своей работы. "Так, вот тут страница выглядит скучновато, добавим парочку линий, а тут меню, что бы знали, что я могу придумать что то и получше, чем написано в задании". На этом уровне стиль выступает как специфический жаргон, принятый в тусовке, но мало понятный посетителю сайта и не имеющий отношения к назначению самого сайта. Естественно такой стилистический подход может только повредить цели создания сайта. Вот тут-то и появляются специалисты по пользовательскому интерфейсу и утверждают, что сайт потерпел неудачу из-за падкости на крутой стиль.
Дизайнеры, для которых Стиль - важнее всего, могут преуспеть лишь в случае, когда жизнь позволяет им роскошь выбирать заказы, к которым подходят их стилевые вкусы. Большинство web-дизайнеров не имеют такого счастья. Но это не останавливает их от искушения применить стилистические изыски ведущих дизайнеров к тем проектам, над которыми им приходится работать. Вот так и появляются на свет сайты электронной коммерции похожие на крутую кислотную дискотеку, информационные сайты разукрашенные порой ослепительно красивыми, но чаще всего просто сбивающими с толку и неуместными заставками.
Раньше Web был скучен как телефонная книга. Теперь же он похож на галерею дизайна. По сути, он похож на галерею работ 20 хорошо известных дизайнеров, чьи стили копируются раз за разом молодыми дизайнерами, считающими себя их учениками. Для них уже стерлась грань между графическим и информационным дизайном. Так же как и грань между реальным стилем, вытекающим из сути проекта, и производным винегретом, который в большинстве проектов выглядит просто нелепо.
Когда Стиль возводится в ранг фетиша, сайт начинает отпугивать посетителей, доставляет неприятности пользователям и компаниям, которые платят деньги за такие сайты. Когда дизайнеры в самом начале своей работы не задаются вопросом, кто будет посетителем сайта, что и для чего они будут на нем делать, тогда на свет рождаются бессмысленные конфетки, из-за которых слово "красота" теряет положительную окраску - по крайней мере в определенных кругах. >>>
1. От Дизайна к Стилю
2. И обратно