Usability.Net - Methods and tools
автор: 2003 UsabilityNet
перевод: 2004.09.23 Александр Качанов
Мозговой штурм (brain storming) является самым старейшим методом разработки. Группа людей собирается вместе и усиленно думает над проблемой или предложением. Работа проводится в два этапа. На первом этапе генерируются идеи, а на втором - они анализируются. Очень важно, когда всем процессом руководит опытный специалист.
Несмотря на то, что некоторые исследования показали, что работая индивидуально люди могут генерировать большее количество более качественных идей, чем работая в группе, мозговой штурм в группе позволяет всем членам группы глубже вникнуть в сущность проблемы, а также позволяет создать ощущение коллективного авторства результатов.
Мозговой штурм можно проводить в группе, состоящей как минимум из двух человек, но не более 12. Один человек из группы назначается руководителем. Хорошо, когда на эту роль выдвигается человек, уже имеющий опыт мозгового штурма. Когда группа собирается, руководитель должен объяснить участникам: первое, что за проблема или идея будет исследоваться, и второе, как будет проходить работа.
Весь процесс состоит из двух этапов:
На этапе рождения идей члены группы выдвигают идеи по обсуждаемой проблеме. Помните о следующих трех важных вещах:
Участникам можно предложить выдвигать по одной идее по очереди двигаясь по кругу. Для удобства можно пользоваться карточками-наклейками:
В качестве альтернативы можно воспользоваться доской или компьютером: короче, всё, что позволяет всей группе увидеть, какие были выдвинуты идеи.
Конец первого этапа будет очевидным, когда скорость выдвижения новых идей снизится до нуля.
На этом этапе сводятся вместе схожие идеи. Нереальные и неверные идеи изменяются или отбрасываются. Идеи могут объединяться вместе и давать начало новой идее.
Однако цель данного этапа - просеять всю массу идей, выдвинутых на первом этапе, и пропустить их через фильтр критики.
Если в работе использовались карточки-наклейки - их можно собирать вместе, менять местами и заменять их новыми карточками (другого цвета) с общим описанием идеи. На доске фломастерами разного цвета можно нарисовать линии связи между карточками-идеями.
Руководитель может время от времени подводить итоги дискуссии, давая обзор образовавшимся группам идей и обсуждая с участниками, почему некоторые из идей группе кажутся более перспективными, чем другие...
По мере продвижения к концу второго этапа руководитель должен попросить группу расположить идеи или группы идей по приоритету, перспективности или приемлемости.
Существует множество способов проведения мозговых штурмов. Вот несколько ресурсов, к которым стоит обратиться:
http://www.uwm.edu/Dept/SOAR/Lead/Brainstm.html http://www.brainstorming.co.uk/Альтернативными методами могут считаться метод фокусных групп и собрание по составлению требований, где в интерактивной форме собирается и анализируется информация от множества людей. Также можно прибегнуть к методу критических случаев. Мозговой штурм является очень общим методом, который можно применить во многих ситуациях.
Если мозговой штурм использовался на раннем этапе концептуального дизайна, по его окончании у вас на руках будет множество идей, которые надо будет структурировать и оценить на предмет выполнимости. Для этого можно прибегнуть к следующим методам: сценарии, бумажные прототипы.
Clegg, B, and Paul Birch (1999) Imagination Engineering. Financial Times Prentice Hall.
Osborn, AF Applied Imagination. Scribeners & Sons, 1963, NY.
Edward de Bono, Serious Creativity, HarperBusiness, New York, US, 1992.
« назад к списку статей