Usability.Net - Methods and tools
автор: 2003 UsabilityNet
перевод: 2004.09.23 Александр Качанов
Фокусная группа (focus group) это неформальное собрание пользователей, у которых спрашивают мнение по определенной теме. Цель данных опросов - выяснить у пользователей их отношение и восприятие темы, а также их идеи и мнения по ней.
Люди собираются вместе и высказывают различные мнения по теме. Это полезно не только потому, что вы узнаете об этих мнениях, но также потому, что участники беседы сами могут многое узнать друг от друга.
Ведущий должен подготовить сценарий или список вопросов, которые будут обсуждаться. Важно, чтобы этот сценарий не был слишком жестким и не ограничивал тем самым свободу участников группы. Очень часто спонтанные идеи и мнения рождаются из свободного общения пользователей в группе. Собрание должно длиться от 1 до 2 часов.
Постарайтесь не набирать всех участников из одного и того же отдела или из соседних. В группе важно разнообразие. Как правило, количество участников в фокусной группе варьируется от 6 до 12 человек.
Каждый из участников должен быть лично приглашен на собрание фокусной группы. В приглашении следует разъяснить, что такое фокусная группа, и, если необходимо, сказать пару слов о том, что будет обсуждаться на собрании и каков будет формат обсуждения. На собрании можно подавать угощение (например, чай или кофе).
Для начала обсуждения в фокусной группе можно показать видеофильм, провести короткую демонстрацию системы или выложить на стол примеры и прототипы.
Собрание должно проводиться под руководством опытного ведущего, который будет отвечать за то, чтобы обсуждение велось по теме интересующих его вопросов. Ведущие могут получить опыт ведения собраний, присутствуя на других собраниях фокусных групп в качестве участника: никаким чтением умных учебников не заменить практические навыки.
Потратьте несколько минут на представление участников друг другу. Участники для облегчения знакомства могут прикрепить к одежде карточки со своим именем.
Цель работы фокусной группы не достижение консенсуса, а наоборот, получение разброса мнений, которые характерны для данного набора пользователей будущей системы. Мнение каждого пользователя представляет интерес, а задача ведущего - побудить каждого из участников выразить свою уникальную точку зрения.
По окончании собрания участников следует поблагодарить за выраженные мнения и пожертвованное время.
Собрания фокусных групп в основном предназначены для сбора мнений, а не для определения насколько эти мнения обоснованы. Заметьте, что собрания фокусных групп не дают количественных данных, а результаты, строго говоря, не могут быть "обобщены" и перенесены на более широкую аудиторию пользователей, хотя это часто и делают.
Результаты собрания фокусной группы используются как основа для гипотез, для последующих оценок, для последующих методов, например, результаты могут использоваться при создании опросников, тестовых заданий. Фокусные группы позволяют подобрать для опросников или для других методов более ясные формулировки, так как слова и термины, понятные для пользователей, могут быть рассмотрены и обсуждены на собрании.
Метод фокусных групп не подходят для качественной оценки существующей или будущей системы. См. Статью Нильсена
Другими методами сбора информации от пользователей являются беседы, наблюдения, опросы, исследования контекста использования и мозговой штурм.
Проведение собрания фокусной группы ведёт либо к более широкому сбору конкретной информации, например, рассылке по почте опросников, либо к более интенсивному анализу выявленных проблем, например, с помощью сортировки карточек или составления диаграмм сходства. Также после беседы с фокусными группами можно перейти к созданию первых набросков и макетов.
Yang, Y. (1990). Interface usability engineering under practical constraints: A case study in the design of undo support (pp. 549-554). In D. Diaper, D. Gilmore, G. Cockton, & B. Shackel (Eds.), Proceedings of the IFIP INTERACT '90 (Cambridge, UK, 27-31 August). Amsterdam: North-Holland.
Vaughn, S., Schumm, J.S., & Sinagub, J. (1996). Focus Group Interviews in Education and Psychology. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications.
Caplan, S. (1990). Using focus groups methodology for ergonomic design. Ergonomics 33(5), 527-533.
« назад к списку статей