Usability.Net - Methods and tools
автор: 2003 UsabilityNet
перевод: 2004.09.23 Александр Качанов
Метод сортировки карточек (card sorting) используется для нахождения скрытой структуры в не рассортированном списке предметов, понятий или идей. Исследователь пишет каждое понятие или предложение на маленькой карточке и затем просит каждого из шестерых или более пользователей разложить эти карточки по группам или по кучкам. Результаты каждой сортировки затем комбинируются и, если необходимо, анализируются статистически.
Так как участники эксперимента являются представителями фокусной группы пользователей, которая будет работать с создаваемым сайтом или продуктом, результаты сортировки отражают ту структуру данных на сайте, которую пользователи интуитивно ожидают увидеть.
Составьте список понятий, идей или предложений, которые будут анализироваться в эксперименте. Напишите каждое предложение на отдельной карточке. Если предложения уже хранятся на компьютере, распечатайте их на клейких ярлыках и просто приклейте их к карточкам. С обратной стороны пометьте каждую карточку уникальным номером.
Если у вас уже есть идеи, по каким категориям карточки должны быть разложены, подготовьте большие листы бумаги, на которых написаны названия этих категорий, на которые участники эксперимента будут помещать карточки. Если таких категорий у вас нет, позаботьтесь о том, чтобы в комнате был большой пустой стол, на котором участники будут раскладывать карточки в кучки.
Участники эксперимента должны быть типичными представителями пользователей, которые будут работать с вашей системой. Лучше всего, если к эксперименту привлечь как минимум шесть человек.
Перемешивайте стопку карточек перед началом каждого эксперимента, чтобы каждый из участников не получал карточки в одной и той же последовательности, ну и чтобы последующий участник не догадался, как рассортировал карточки предыдущий. Каждый участник берёт стопку карточек и раскладывает их на столе по группам, используя, если необходимо, подготовленный вами листы бумаги с категориями. Вы можете сказать, сколько категорий вы хотите получить, чтобы участники теста примерно представляли себе ожидаемые вами результаты.
Объясните, что участники могут создать кучку "не рассортировано", но участники все же должны постараться создать из карточек как можно больше осмысленных групп.
Вполне возможно, что участники постараются продемонстрировать смысловую близость групп, располагая их рядом друг с другом: непременно отметьте это в своих записях, так как при обычном анализе результатов эта информация может потеряться.
По окончании раскладки запишите по номерам, какие карточки были сложены вместе. Если вы не создавали заранее категории, попросите пользователей самим присвоить каждой группе названия (ответив на вопрос "как бы вы описали эту кучку карточек?").
Если с кучками все ясно, вы просто перечисляете карточки в каждой кучке и присваиваете ей общее название. Однако результаты эксперимента не всегда так просто обработать.
Самым распространенным способом анализа сложных данных, полученных в результате сортировки карточек, является статистический метод под названием "кластерный анализ" (cluster analysis). в этом анализе существует два подхода, которые пригодятся при работе с карточками: связывание (linkage) и иерархия (hierarchical). Оба эти подхода подробно описаны в источниках, перечисленных ниже.
Таблица и программа под MS-DOS, в которых используются элементарный анализ результатов с помощью метода связывания
http://hfrg.ucc.ie/resources/
Информацию о том, как используется компьютер при анализе результатов сортировки, можно найти здесь:
http://zing.ncsl.nist.gov/WebTools/
http://www-3.ibm.com/ibm/easy/eou_ext.nsf/Publish/410
http://www.infodesign.com.au/classified/default.html
Самым близким альтернативным методом является метода составления диаграмм сходства. Достоинство этого метода в том, что иерархическая структура данных может быть вычислена без использования сложной математики.
После сортировки карточек можно переходить к этапу дизайна, например к созданию (бумажных) прототипов. Однако можно подумать и том, чтобы провести исследования фокусных групп и мозговой штурм, чтобы более подробно и глубоко исследовать информацию, полученную от пользователей.
http://www.acm.org/sigchi/web/chi97testing/mele.htm
Lorr, Cluster Analysis for the Social Sciences http://www.infodesign.com.au/usability/cardsorting.html
« назад к списку статей