Наблюдение за пользователями/исследования на месте

Usability.Net - Methods and tools
автор: 2003 UsabilityNet
перевод: 2004.09.23 Александр Качанов

Note: данная статья является составной частью цикла статей "Методы веб-дизайна и юзабилити", посвященных методам веб-дизайна.

Вкратце

Методы наблюдения (observational methods) заключаются в том, что разработчик наблюдает за тем, как пользователи работают, делая записи о том, что происходит на рабочем месте. Наблюдение может быть как прямым, когда разработчик присутствует непосредственно при выполнении пользователем задания, либо косвенным, когда выполнение задания просматривается на видеозаписи. Этот метод особенно полезен на раннем этапе при сборе данных для составления спецификации требований, а также при изучении того, как в настоящее время выполняется та или иная задача или процесс, под которую разрабатывается сайт или продукт.

Плюсы

Этот метод позволяет наблюдающему посмотреть, как пользователи ведут себя в привычной им обстановке. Прямое наблюдение позволяет сконцентрировать внимание на определенных важных для разработки системы аспектах. Косвенное наблюдение позволяет внимательно рассмотреть интересные детали, которые, не будучи записанными, остались бы незамеченными.

Следует помнить, что наблюдение может быть неприятным для пользователей, и они могут менять свое поведение из-за того, что за ними наблюдают. Так как содействие пользователей важно при использовании этого метода, наблюдающий должен обладать незаурядными коммуникативными способностями. Записи и видеозаписи приходится анализировать самому наблюдавшему, на что требуется много времени и что не позволяет распределить процесс анализа между несколькими людьми.

Метод

Планирование

  1. Определите цели и требования к собираемой информации. Как вы будете собирать её: охватывать как можно шире или "копать" как можно глубже? Очень важно решить, в каком виде читатели вашего отчёта ожидают его получить.
  2. Договоритесь об организации наблюдения: определитесь с временем, местом и пользователями. Помните, что в некоторых странах закон может запрещать снимать людей на видео без их предварительного письменного согласия.
  3. Определитесь, как вы будете записывать данные: на бумаге, на магнитофон, на видео со звуком? Помните, что чем длиннее будут ваши записи, тем больше времени уйдёт на их анализ. Хорошо, если у вас имеется возможность провести первичный анализ прямо во время наблюдения.

Проведение

  • Убедитесь, что те, за кем вы наблюдаете, понимают цели вашего наблюдения и не рассматривают вас в негативном свете.
  • Проведите пробное наблюдение, чтобы понять, что вас ожидает, и проверить, как вы можете вести свои записи. Также это позволяет определить длительность наблюдения.
  • Старайтесь мешать как можно меньше. Не мешайте другим своим присутствием или оборудованием.
  • Записывайте все, что вам не понятно, и постарайтесь выяснить непонятные моменты по окончании наблюдения.
  • Если возможно, сделайте несколько фотографий рабочего места пользователя, что в дальнейшем может быть использовано при анализе контекста.
  • По окончании наблюдения запишите ваши первые впечатления еще до того, как начнете анализировать собранные данные

Отчёт

  • Проанализируйте данные, подведите итог и подготовьте отчёт в соответствие с задачами, поставленными на первом этапе.

Альтернативные методы

Другими методами сбора информации от пользователей являются: беседы, опросы, анализ контекста, работа с фокусными группами и мозговой штурм.

Следующие шаги

После того, как собеседования окончены и отчёт составлен, постарайтесь, чтобы отчёт дошел до тех, кто принимает решения по проекту, и чтобы они этот отчёт прочитали. Через неделю после рассылки отчёта поинтересуйтесь у получателей, есть ли у них какие-либо вопросы по отчёту, нужны ли им какие-либо разъяснения.

Наблюдения на месте иногда используются для сбора информации по фокусной группе пользователей, а также при составлении опросника, который будет распространяться среди большой группы пользователей. Однако наблюдения могут использоваться и как отдельный самостоятельный метод сбора информации, необходимой для разработки системы. После этого метода можно выполнять следующие мероприятия: сортировка карточек, составление диаграмм сходства, собрание по вопросам требований к продукту или создание бумажных прототипов.

Дополнительная информация

Preece, J., Rogers, Y., Sharp, H., Benyon, D., Holland, S. & Carey, T. (1994). Human-Computer Interaction. Reading MA: Addison-Wesley.

Внеклассное чтение

Обсудить (комментариев: 13)

« назад к списку статей

Rambler's Top100
Rating All.BY
Akavita
Valid XHTML 1.0!