Usability.Net - Methods and tools
автор: 2003 UsabilityNet
перевод: 2004.09.23 Александр Качанов
Методы наблюдения (observational methods) заключаются в том, что разработчик наблюдает за тем, как пользователи работают, делая записи о том, что происходит на рабочем месте. Наблюдение может быть как прямым, когда разработчик присутствует непосредственно при выполнении пользователем задания, либо косвенным, когда выполнение задания просматривается на видеозаписи. Этот метод особенно полезен на раннем этапе при сборе данных для составления спецификации требований, а также при изучении того, как в настоящее время выполняется та или иная задача или процесс, под которую разрабатывается сайт или продукт.
Этот метод позволяет наблюдающему посмотреть, как пользователи ведут себя в привычной им обстановке. Прямое наблюдение позволяет сконцентрировать внимание на определенных важных для разработки системы аспектах. Косвенное наблюдение позволяет внимательно рассмотреть интересные детали, которые, не будучи записанными, остались бы незамеченными.
Следует помнить, что наблюдение может быть неприятным для пользователей, и они могут менять свое поведение из-за того, что за ними наблюдают. Так как содействие пользователей важно при использовании этого метода, наблюдающий должен обладать незаурядными коммуникативными способностями. Записи и видеозаписи приходится анализировать самому наблюдавшему, на что требуется много времени и что не позволяет распределить процесс анализа между несколькими людьми.
Другими методами сбора информации от пользователей являются: беседы, опросы, анализ контекста, работа с фокусными группами и мозговой штурм.
После того, как собеседования окончены и отчёт составлен, постарайтесь, чтобы отчёт дошел до тех, кто принимает решения по проекту, и чтобы они этот отчёт прочитали. Через неделю после рассылки отчёта поинтересуйтесь у получателей, есть ли у них какие-либо вопросы по отчёту, нужны ли им какие-либо разъяснения.
Наблюдения на месте иногда используются для сбора информации по фокусной группе пользователей, а также при составлении опросника, который будет распространяться среди большой группы пользователей. Однако наблюдения могут использоваться и как отдельный самостоятельный метод сбора информации, необходимой для разработки системы. После этого метода можно выполнять следующие мероприятия: сортировка карточек, составление диаграмм сходства, собрание по вопросам требований к продукту или создание бумажных прототипов.
Preece, J., Rogers, Y., Sharp, H., Benyon, D., Holland, S. & Carey, T. (1994). Human-Computer Interaction. Reading MA: Addison-Wesley.
« назад к списку статей