Беседы с пользователями

Usability.Net - Methods and tools
автор: 2003 UsabilityNet
перевод: 2004.09.23 Александр Качанов

Note: данная статья является составной частью цикла статей "Методы веб-дизайна и юзабилити", посвященных методам веб-дизайна.

Вкратце

Метод бесед с пользователями (interview) служит для выяснения фактов и мнений потенциальных пользователей о будущей системе. Обычно беседа проводится один на один. Отчёт о беседе необходимо тщательно проанализировать и вычленить из него полезную информацию. В противном случае все затраты на проведение собеседований будут напрасными.

Плюсы

Так как беседа проводится один на один, метод позволяет напрямую выяснить затруднения конкретного пользователя при работе с системой. Это быстро позволяет найти ошибки в понимании системы и быстро их исправить.

Метод

Планирование

Обдумайте информацию, по которой вы будете задавать вопросы, и подготовьте "план беседы". Это будет список тем, по которым вы хотите получить ответы. Определите порядок, в котором вы будете обсуждать эти темы. По каждой теме определите, как именно вы будете спрашивать о нужной вам информации, и как вы объясните своему собеседнику содержание темы (на тот случай, если собеседник не понял вопроса). Если вы хотите провести очень глубокую беседу, каждую тему надо разбить на подтемы, и по каждой подтеме придумать вопрос.

В идеале беседу лучше проводить один на один, но можно беседовать и с несколькими пользователями одновременно. Если пользователей несколько, один из них должен быть главным, т.е. "председателем". С вашей стороны собеседников не должно быть больше, чем пользователей.

Решите, как вы будете записывать информацию, полученную от пользователей. Можно воспользоваться следующим (в порядке возрастания): ваша память, записи в блокноте, магнитофон, видео.

Решите, как вы представите результаты собеседований, убедитесь, что целевая аудитория, которая будет читать ваш отчет, получит именно ту информацию, которая им пригодится.

Проведите хотя бы одно пробное собеседование. Убедитесь, что вы хорошо управляетесь с планом тем и вопросов (лучше всего, если вы его запомните).

Проведение

Обычно беседа проводится в четыре этапа:

  1. "Разминка". Это начальный этап, где обе стороны знакомятся и кратко беседуют на нейтральную тему, чтобы присмотреться друг к другу.
  2. "Включение". Этап введения в тему, во время которого описываются имеющиеся проблемы.
  3. "Собственно беседа". Это главный этап, где спрашивающий постоянно задает вопросы в определенном порядке, и анализирует ответы пользователя. На этом этапе вопрошающему важно оставаться нейтральным и постоянно анализировать ситуацию. Если структура беседы свободная, пользователь сам может направить течение беседы на интересную ему тему, и спрашивающий должен последовать за ним. До окончания этого этапа спрашивающий должен постоянно сверяться со списком тем и вопросов, чтобы убедиться, что все вопросы "закрыты".
  4. "Завершение". Спрашивающий должен подвести итог беседы, сказать, что он из нее узнал, и убедиться, правильно ли он понял ответы пользователя. Спрашивающий должен спросить у пользователя, все ли вопросы, как ему кажется, они обсудили, есть ли вопросы, которые они пропустили в своей беседе. Неплохо обсудить с пользователем его ощущения после беседы и узнать, считает ли он, что в будущей системе что-то можно исправить.

Отчет

Самое опасное в данном методе то, что результаты собеседования носят неупорядоченный характер, из-за чего очень просто неправильно их оценить.

Первый приём, который позволяет избежать подобного, заключается в том, чтобы разбить полученный текст беседы на краткие заметки, выразив их с помощью как можно большего количества слов самого пользователя. Эти предложения в дальнейшем могут быть использованы как исходные данные для метода контекстного анализа.

Анализ результатов должен вестись в соответствии со списком тем, который вы определили перед беседой. Замечания и текст беседы могут прилагаться к отчету на CD или на пленке.

Дополнительная информация

Preece, J., Rogers, Y., Sharp, H., Benyon, D., Holland, S. & Carey, T. (1994). Human-Computer Interaction. Reading MA: Addison-Wesley.

Macaulay, L.A. (1996). Requirements Engineering. Berlin: Springer Verlag Series on Applied Computing.

Альтернативные методы

Другими методами, позволяющими получить информацию от пользователей, являются опросы, наблюдения, метод контекста использования, метод фокусных групп и мозговой штурм.

Следующие шаги

После того, как собеседования окончены и отчёт составлен, постарайтесь, чтобы отчёт дошел до тех, кто принимает решения по проекту, и чтобы они этот отчёт прочитали. Через неделю после рассылки отчёта поинтересуйтесь у получателей, есть ли у них какие-либо вопросы по отчёту, нужны ли им какие-либо разъяснения.

Собеседования иногда используются для сбора информации по фокусной группе пользователей, а также при составлении опросника, который будет распространяться среди большой группы пользователей. Однако собеседования могут использоваться и как отдельный самостоятельный метод сбора информации, необходимой для разработки системы. После этого метода можно выполнять следующие мероприятия: сортировка карточек, составление диаграмм сходства, собрание по вопросам требований к продукту или создание бумажных прототипов.

Примеры

Lindgaard, G. 1994. Usability Testing and system evaluation. Chapman and Hall.

Внеклассное чтение

Blomberg, J., Giacomi, J., Mosher, A. & Swenton-Hall, P. (1993) Ethnographic field methods and their relation to design. In: Schuler, D. & Namioka, A. (eds.) Participatory Design: Principles & Practices. New Jersey: Lawrence Erlbaum.

Fowler, FJ (Jr), Mangione, TW (1990) Standardised Survey Interviewing. Sage Publications, Newbury Park.

Обсудить (комментариев: 13)

« назад к списку статей

Rambler's Top100
Rating All.BY
Akavita
Valid XHTML 1.0!