Usability.Net - Methods and tools
автор: 2003 UsabilityNet
перевод: 2004.09.23 Александр Качанов
Метод анализа конкурентов позволяет перед началом работы над прототипами определить сильные и слабые стороны сайта конкурента. На заседании участников проекта проводится демонстрация сайтов 4 - 10 наиболее популярных конкурентов, чтобы понять, как выполняются на них типичные задачи. Далее проводится обсуждение достоинство каждого из конкурентов и в конце заседания составляется краткое предложение.
Данный метод позволяет составить список желательных функций, которые должны присутствовать на веб-сайте.
Главное на стадии планирования - получить найти четыре - десять сайтов-конкурентов.
Первым всегда следует вопрос: кого считать конкурентом? Анализ контекста использования вашего будущего сайта позволяет вам очертить круг пользователей, круг задач, и контекст, в котором определенные пользователи будут выполнять определенные задачи. Фундаментальной ошибкой на данном этапе будет сфокусироваться полностью на технологии, а не на пользователях, которых планируется обслужить. Какие продукты или услуги уже существуют на рынке, которые удовлетворяют требования пользователей, в которых вы заинтересованы?
Так как ваш продукт - веб-сайт - основан на Web-е, воспользуйтесь следующим приемом:
Если полученные результаты слишком разбросаны (очевидного лидера нету), тогда скорей всего выбранные вами ключевые слова слишком общо описывают то, что вы собираетесь предложить своим пользователям. Если же ваши результаты слишком узки (все поисковые сервера выдают один и тот же результат), значит выбранные вами слова слишком специфичны.
Подобный метод годится для нахождения конкурентов не только при создании веб-проектов, но и при разработке обычных программ с той разницей, что в случае с ПО у вас на руках будет список конкурирующих продуктов, а в случае с веб-проектом - URL сайтов-конкурентов.
Если Web вам ничем не помог, попробуйте другие более привычные источники информации: загляните в свежие номера компьютерных журналов, например.
Также стоит обратиться за советом к специалистам в исследуемой области или к отделу маркетинга, чтобы убедиться, что в ваш список попали действительно все возможные конкуренты.
Данный этап заканчивается тогда, когда вы получили доступ к продуктам самых популярных конкурентов. Если речь о веб-сайтах конкурентов - вы зарегистрировались на них и поработали с ними как пользователь.
В данном методе главными судьями выступают участники проекта. Их мнения используются для оценки сильных и слабых сторон конкурирующих сайтов. На собрание отводится половина рабочего дня (3 часа максимум).
Перед собранием необходимо:
Представление каждого конкурентного проекта не должно занимать более 10 минут за исключением тех случаев, когда приложения или проекты очень большие.
После этого можно будет считать, что вы подготовились к собранию. Во время собрания расскажите, каким методом вы пользовались, и покажите презентацию. Если вам понравился какой-то из проектов, упомяните об этом и объясните причины, чтобы участники могли сформировать свое мнение. После презентации каждого проекта, проведите обсуждение:
По окончании презентации всех проектов предложите участникам снова вернуться к началу и рассмотреть все приложения еще раз, в результате чего вы должны получить список коротких высказываний, характеризующих каждого конкурента.
Полезно также взглянуть на проекты, которые пользуются меньшей популярностью, чтобы проверить, что выводы, сделанные на основании популярных проектов, верны. Однако, на это может уйти слишком много времени и может привести к слишком длинным разговорам.
Как минимум в вашем отчете должны быть упомянуты выводы, сделанные на собрании.
Отчет следует распространить среди участников проекта и подшить к проектной документации. В зависимости от традиций, принятых в вашей компании, в отчет можно включить:
Nielsen, J., and Mack, R.L. (Eds.), Usability Inspection Methods, John Wiley & Sons, New York, NY, 1994.
Проведение оценки конкурентов очень сильно зависит от того, можете ли вы получить доступ к продуктам конкурентов.
В качестве альтернативы можно обратиться к компании, проводящей маркетинговые исследования. Компания должна выяснить а) каковы самые популярные конкурирующие продукты/сайты b) почему они популярны и c) какие проблемы не решаются в этих популярных продуктах.
Если у вас есть доступ к широкому кругу пользователей, которые являются пользователями конкурирующего продукта, проведите исследование пользователе, например, с помощью опросника.
Можно даже провести формальные тесты на юзабилити конкурирующих проектов, чтобы определить тот общий уровень, от которого вы должны отталкиваться при составлении своих требований к юзабилити. Но проведение этих тестов требует больших затрат, и протестировать возможно только небольшое количество конкурентных проектов.
После анализа конкурентов проект переходит в стадию составления требований и создания прототипов.
При разработке сайта Usability.net использовался один из вариантов метода анализа конкурентов. Отчет по методу и сделанные выводы можно почитать здесь
По поводу маркетинговых планов обратитесь к сайту www.marketitright.com.
« назад к списку статей